Автомобильная оптика. Передние фары, задние фонари, противотуманки.

Одним из самых важных элементов оснащения современного автомобиля является автооптика. Значимость этого узла трудно переоценить, поскольку наряду с ее основной функцией – безопасность движения, как в темное, так и в светлое время суток, она еще играет немаловажную роль в дизайне самого автомобиля, под час, становясь визитной карточкой того или иного автоконцерна. Взять хотя бы БМВ с ее «ангельскими глазками», или АУДИ с диодной полосой или неоновыми трубками, вмонтированными в головную оптику. Основные же задачи автомобильной оптики заключаются в следующем: освещение дороги в условиях недостаточной видимости, информирование о маневрах автомобиля, подсветка салона и приборной панели. Понятно, что наиболее важными, в плане безопасности движения, являются первые две задачи. Для их реализации служат такие элементы как фары головного света, задние фонари и боковые повторители поворотов, плюс к этому автомобили могут оснащаться дополнительными оптическими приборами, например передние и задние противотуманные фары, а также прожектора. Источники света в автомобильной оптике работают с помощью  электричества, самими источниками могут выступать лампы накаливания, галогеновые и газорязрядные лампы, светодиоды, а также сейчас ведутся работы по внедрению лазеров в качестве  световых элементов в автомобиле. Вообще в первых автомобилях, в качестве источников света выступали ацетиленовые горелки, для этого в специальные емкости загружался карбид кальция  и вода, продукт их реакции – ацетилен в процессе горения освещал дорогу перед авто, конечно изрядно «закоптевая» фары – их периодически надо было чистить. Но в последстве, с внедрением в автомобиль все больше электрических узлов их заменили лампы накаливания.  

Теперь рассмотрим более подробно  каждый оптический элемент автомобиля.

свет фарПередние фары – предназначаются для освещения дороги перед автомобилем.  Обычно имеют в себе функцию ближнего и дальнего света. Ближний свет освещает дорогу на 50-60 метров перед авто, при этом характеристики настройки подбираются таким образом, чтобы не слепить водителей других автомобилей при встречном разъезде на узкой дороге. Кроме того, фара в режиме ближнего света должна подсвечивать обочину справа для того, что б водитель в темное время суток мог своевременно среагировать на дорожный знак или на потенциальную опасность, например в виде человека или животного.

Дальний свет передних фар предназначен для освещения дороги, когда нет встречных автомобилей на расстояния 150-200 метров. Луч дальнего света характеризуется большей мощностью для максимальной дальности освещения дорожного полотна и обочины. Это необходимо при скоростном движении ночью для своевременной реакции водителя на разного рода опасности.  Конечно, стоить отметить и тот факт, что при появлении встречного автомобиля, нужно переключиться в режим ближнего света во избежание ослепления водителей встречного дальний свет фартранспорта.

Задние фонари, передние указатели и  боковые повторители поворотов служат в автомобиле для заблаговременного обозначения маневров автомобиля для других участников  дорожного движения. Основными элементами задних фонарей являются указатели поворотов, стоп-сигналы и габаритные огни. Думаю описывать каждый нет смысла – предназначение читается из его названия. Кроме того, в зависимости от модели авто задние фонари еще могут оснащаться лампой заднего хода и задним противотуманным огнем. Источниками света в задних фонарях выступают обычно лампы накаливания, хотя в последнее время все больше автопроизводители начинают применять светодиоды, которые в плюс к своей практичности дают возможность «творить» в плане дизайна, что тоже немаловажно. 

Противотуманные фары (ПТФ). Как  выплывает из названия не трудно догадаться, что эти фары предназначены для освещения дороги в условиях тумана. Дело в том,  что ближний или дальний свет головных фар в этих условиях малоэффективен, поскольку отбитые от капель тумана лучи  попадают обратно водителю в глаза ослепляя его. Конструкция ПТФ устроена таким образом, что луч света попадает «под туман»  вследствие чего нет эффекта ослепления, а свет широким лучом стелиться на дорожное полотно.

Ближний свет в туманСвет от ПТФ в туман

Ближний свет в туман                                                                                     Свет от ПТФ в туман

В автооптике есть еще один тип освещения, который называется «скандинавский свет» или дневные ходовые огни (DRL). Предназначение этого элемента – обозначать автомобиль днем во время движения. С недавнего времени в Европе был принят регламент (в целях безопасности дорожного движения) в соответствии с которым автомобили даже днем должны двигаться с включенным ближним светом фар. Но поскольку включать ближний свет днем не совсем рационально (чаще обычного нужно менять лампы и повышенная нагрузка на бортовую сеть), производители автомобилей начали монтировать в фары модули DRL, которые не отличаются высоким энергопотреблением и решают задачу обозначения автомобиля днем. Стоить отметить, что  дневные ходовые огни могут устанавливаться не  только в головную оптику, но и в бампер или в противотуманки. В большинстве случаев источниками света в ДХО служат светодиоды, чем в принципе и объясняется их экономичность, плюс к всему их свет, в отличии от ближнего, не имеет четкой направленности, что в свою очередь исключает неудобства для глаз водителей встречных машин.